ДЕТИ И КОМПЬЮТЕРЫ
«Когда я вижу, сколько технология даёт детям, мне снова хочется стать ребёнком». «Мне кажется, будет гораздо лучше, если ребёнок пристрастится к персональному компьютеру, чем если он будет сидеть перед телевизором, потому что по крайней мере в первом случае его мозг работает. Я не из тех людей, что ненавидят телевидение, но не думаю, что оно развивает мышление». Гейтс говорит, что в отличие от группового телевизионного опыта компьютерная деятельность имеет индивидуальный характер, позволяющий детям развивать свои собственные интересы. «Я один из тех людей, которые считают, что дети должны научиться умножать в столбик, хотя калькуляторы могут сделать это за них. Но в то же время я не сомневаюсь, что компьютеры могут помочь детям развить потенциал мышления». «Примерно в два, три или четыре года дети открывают для себя компьютер. Ребёнку нравится интерактивность и элемент удивления. В первый раз [нажимая клавишу] они не знают, что там что-то есть, во второй раз не уверены, что помнят все в точности, в третий раз знают, в четвёртый думают, что управляют ситуацией… им хочется вернуться и исследовать неизвестные пространства, просто получить удовольствие». «Компьютеры были очень похожи на книги, когда только начали применяться. Вначале их использовал лишь небольшой круг людей, но на общее благо — например, медицинские исследования. Но на самом деле человеку нужны основы компьютерной грамотности, как и в случае с обыкновенной грамотностью. Её можно добиться, к примеру, снабдив каждую библиотеку ПК, подключённым к Интернету. Вам должны предоставить возможность исследовать Интернет в рамках школьной программы». «Сегодня я побывал в очень бедной школе, и пятиклассники рассказывали мне, как они создают веб—сайты, и они на самом деле финансируют технологии, использующиеся в школе, предлагая свои услуги в качестве разработчиков сайтов местным организациям. Так что наблюдайте за такими пятиклассниками. У них есть пишущая машинка в виде персонального компьютера, и они действительно творчески подходят ко всему, что делают», Гейтс считает компьютеры средством реабилитации. Он работал с детьми иммигрантов из Боснии и считает, что именно компьютеры помогли им прижиться на новом месте. «Молчаливая объективность компьютера позволяет ребёнку привыкнуть к окружающей американской действительности. Она наделяет детей иммигрантов властью высказывать своё мнение о современном мире». Гейтс однажды сказал, что если бы он имел детей, то не позволил бы им исследовать Интернет без присмотра. Всемирная паутина обладает большим количеством важной и удивительной информации, но в ней также есть ложь, клевета, брань и порнография. «Прежде в мире не было мирового печатного аппарата. Не совсем понятно, кто понесёт ответственность, если что-то напечатают неправильно — то, что является собственностью, закреплено авторским правом или относится к разряду клеветы или порнографии. Старые правила и различия не работают». Хотя Гейтс утверждает, что хотел бы защитить детей от порнографии, ему не нравятся законы, ограничивающие свободное общение в Интернете. «И „Билль о правах“, и Интернет — потенциально хрупкие вещи. Зайдите с одним из них слишком далеко, и они рухнут». Когда Гейтс посетил Канаду и показал детский софтвер, который вот-вот должен поступить на конвейер «Майкрософта», канадцам показалось, что «Майкрософт» не собирается что-либо менять в культуре, по крайней мере в том, что касается стереотипов о мальчиках и девочках. «Одна [игра в виртуальной реальности] обучала посетителей Мира ужасов, как накормить плотоядное растение кусками мяса животных. В другой речь шла о кулинарии, она создана, по его словам, для девочек, которые отстают от мальчиков в сфере компьютерных игр. В виртуальном мире, согласно Гейтсу, место девочек — на кухне», — объясняет репортёр. Гейтс получает множество электронных писем от детей. «Но удивительно много сообщений приходит от старших — людей, нашедших время на ознакомление с технологиями, и они действительно болтают в чатах, пытаются отыскать то, что их сможет заинтересовать».
КНИГИ НЕ УСТАРЕЛИ
Удар молнии отключил электричество и оторвал писателя Ланса Морроу от компьютера. «Я поймал себя на желании обрушить на Сиэтл снежную бурю. Я подумал: Биллу Гейтсу и его бригаде гиков не помешает посидеть немного в темноте или зажечь масляные лампы и наверстать упущенное за чтением книг». На самом деле Гейтс, может, и разделяет его желание. Он пытается выделить на чтение около часа на рабочей неделе и несколько часов на выходные. Пролистывает газету каждый день и несколько журналов в неделю. «Я установил себе план читать по крайней мере одну газету в неделю от корки до корки, потому что это расширяет сферу интересов. Если я просматриваю только то, что меня привлекает, то есть научный раздел и деловую колонку, то по окончании чтения останусь тем же человеком, каким был раньше. Поэтому я читаю газету или журнал целиком». Среди любимых произведений Гейтса — «Великий Гэтсби», «Над пропастью во ржи» и «Сепаратный мир». Ему также нравится «Мосты округа Мэдисон». Из книг по бизнесу Гейтс рекомендует Альфреда П. Слоуна «Мои годы в „Дженерал моторс“. Во время путешествия по Африке несколько лет назад Гейтс читал „Люси“ Дона Джонсона и Мейтленда Иди, о найденном ими скелете, возраст которого три с половиной миллиона лет. Позднее Гейтс читал „Предсмертный урок“ Эрнста Дж. Гейнса и „Корабельные новости“ Е. Энни Пруа. Будучи жадным читателем, Гейтс не возражает против задержек, когда путешествует, потому что так у него появляется время на книги. Гейтс говорит, что возит с собой гораздо больше произведений, чем будет в состоянии прочитать. «Есть книги, которые не однажды совершили кругосветное путешествие, но так и не дождались, чтобы их открыли». Гейтс не думает, что компьютеры заменят книги, потому как книги обладают физическими свойствами, делающими их одновременно и полезными, и дорогими сердцу. Но он утверждает, что дети когда-нибудь начнут ценить софтвер так же, как и книги. «У моих детей, конечно, будет компьютер. Но первым делом они получат книги». Гейтс выделил от трех до четырех месяцев на написание собственной книги «Дорога в будущее». В конце срока он с соавторами, Натаном Мирволдом и Петером Риниарсоном, выкинул все, что уже появилось на свет, и начал заново. «Я восхищаюсь людьми, пишущими книги, теперь, когда сам попробовал себя в качестве автора. Работа над нехудожественным произведением заставляет организованно размышлять на разные темы. Приходится упорядочивать мысли. Тут же обнаруживаются скрытые пробелы и несоответствия, которые порождают новые раздумья».