Оригами появилось в Японии потому, что его отличают недолговечность, хрупкость, простота. И оттого в каждом оригами живет некоторая тайна.

Японцы всегда любили миниатюры и поэтому увлекались малыми изобразительными формами.

Это присуще философии дзен-буддизма – видеть многое в неприметном, постигать с помощью малых форм большие философские истины. Данная разновидность буддизма составляет часть японской культуры. Оригами прекрасно вписывается в нее, ведь это – простой листок бумаги. Красота, по понятиям дзен-буддизма, – показатель Истины.

Оригами возникло как бы на стыке двух религий – синтоизма и дзен-буддизма.

Эти два учения прекрасно уживаются друг с другом. Синтоизм вообще имеет сходство с нашим язычеством. По представлениям синтоистов, в каждом предмете живет душа, особенно в чем-то необычном. Это может быть и бумага. Роль бумаги велика и в синто, и в буддизме. И оригами передает и буддистское понятие о красоте, и каноны буддизма, и одновременно философию синтоизма – в каждой фигурке скрыта ее душа.

Оригами – абстрактное воплощение создаваемого предмета, а не точная его копия. В нем отражаются глубинный смысл предмета и его тайная суть.

Так трактуются и все традиционные японские оригами. Они полуабстрактны. В них важно то, что недосказано. Все сказанное – конечно. Недосказанное не имеет конца, а значит, вечно и истинно. И поэтому бесполезно стремиться увидеть в оригами сходство с предметом и точность в его изображении. ОРИГАМИ Теоретические основы складывания оригами Техники оригами

Классическое оригами предполагает использование только квадратных однотонных листов бумаги, конкретный список возможный манипуляций с ней, абсолютно исключая ее разрезание и склеивание. Это очень древняя техника, и конечно, как и в любых других видах ремесла, с течением времени в оригами тоже появлялись новые техники, например модульное оригами, складывание по развертке, мокрое складывание, простое оригами.

Модульное оригами. Характерно тем, что в отличие от других разновидностей оригами состоит из нескольких листов бумаги, причем одинаково сложенных, т. е. из соединенных между собой модулей. На каждый модуль обычно приходится по одному листу бумаги, который складывается в классической технике. Соединяются модули без применения клея и других дополнительных приспособлений. Кстати, некоторые люди путают понятия модульного оригами и кусудам: они считают, что это одно и то же (так как внешний вид многих модульных оригами очень схож с кусудамами); но главное различие этих техник работы с бумагой заключается как раз в том, что модульное оригами собирается исключительно без применения клея и других дополнительных крепежных материалов в отличие от кусудам. А делается это только за счет вкладывания модулей друг в друга. Количество модулей при этом может быть сколь угодно велико – обычно чем больше и сложнее модульное оригами, тем большее количество модулей в его составе.

Мокрое складывание. При взгляде на бумажные поделки сразу заметно, что они очень угловаты, имеют слишком резкие очертания. Иногда из-за этого даже трудно понять, что именно хотел изобразить мастер. Чтобы фигурки получались более понятными, четкими и «живыми», но чтобы бумага при этом не изорвалась, один из самых знаменитых оригамистов Акира Есидзава придумал использовать во время складывания смачивание ее водой.

Сперва фигурки складывают «насухо», в классическом стиле, а затем, слегка смочив пальцы водой (либо воспользовавшись маленькой кисточкой или тряпочкой), создают плавные изгибы. Мокрая бумага станет послушно сгибаться, а по высыхании не изменит своего положения. При мокром складывании рекомендуется использовать бумагу немного толще, чем при классическом сухом, чтобы она не порвалась и не расползлась от воды. Кроме того, именно в составе более плотных сортов бумаги есть водорастворимый клей, который после ее высыхания осуществляет поддержку формы изделия. С этой же целью некоторые мастера добавляют в воду клей ПВА.

Особенно эффектно смотрятся сделанные в технике мокрого складывания животные: собачке можно изогнуть хвост, зайцу оттопырить ушко, быку искривить рога, кошке изящно выгнуть спинку, змее придать более естественные изгибы и т. д. Если в одном месте планируются несколько складок, то лучше сделать их по очереди, чтобы бумага не сильно подвергалась механическому воздействию.

Излишне надавливать на мокрые складки и тем более проводить по ним острыми предметами для улучшения сцепления слоев – бумага тут же покоробится, перестанет быть гладкой, а если поверхность цветная, то она облезет или вовсе порвется.

Для дополнительной фиксации во время сушки можно использовать вспомогательные инструменты: офисные булавки, резиночки, нитки.

Сушить готовое изделие желательно при комнатной температуре, однако, если вам не терпится, все же можно использовать для этих целей фен.

Складывание по развертке представляет собой формирование фигур по предварительно начерченным схемам-разверткам, на которых показаны все основные складки. В таких схемах обычно не используются привычные для оригами условные обозначения, каждый мастер применяет свои собственные (часто это делается за счет линий разной толщины, заливки основных элементов фигурки цветом). Это достаточно сложный вид оригами, и у новичков обычно с ним бывают большие трудности. Однако он чрезвычайно интересен, и если вы однажды постигнете его принципы, то сможете чертить такие развертки самостоятельно. Кстати, в настоящее время подобный вид чертежей успешно используется при разработке сложных технических моделей и делается это с помощью специальных компьютерных программ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here